НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ |
ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ |
Сказав так: |
Подумайте о последствиях |
И вовремя исправьтесь |
"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…". |
Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению. |
"Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!". |
"Горе ты моё!" |
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. |
"Счастье ты моё, радость моя!" |
"Плакса-Вакса, нытик, пискля!" |
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение. |
"Поплачь, будет легче…". |
"Вот дурашка, всё готов раздать…". |
Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. |
"Молодец, что делишься с другими!". |
"Не твоего ума дело!". |
Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. |
"А ты как думаешь?". |
"Ты совсем, как твой папа (мама)…". |
Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя |
"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".
|
"Ничего не умеешь делать, неумейка!". |
Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. |
"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!". |
"Не кричи так, оглохнешь!" |
Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. |
"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".
|
"Неряха, грязнуля!". |
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. |
"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"
|
"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике). |
Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. |
"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого". |
"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!". |
Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей. |
"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!". |
"Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!" |
Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. |
"Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!". |
"Уйди с глаз моих, встань в угол!" |
Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. |
"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!" |
"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!". |
Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя. |
"Давай немного оставим папе (маме) ит.д."
|
"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!" |
Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги. |
"На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…". |
"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!". |
Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. |
"Как ты мне нравишься!". |
"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!". |
Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. |
"Смелее, ты всё можешь сам!". |
"Всегда ты не вовремя подожди…". |
Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение. |
"Давай, я тебе помогу!" |
"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!". |
Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. |
"Держи себя в руках, уважай людей!". |
Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям:
Я сейчас занят(а)…
Посмотри, что ты натворил!!!
Как всегда неправильно!
Когда же ты научишься!
Сколько раз тебе можно повторять!
Ты сведёшь меня с ума!
Что бы ты без меня делал!
Вечно ты во всё лезешь!
Уйди от меня!
Встань в угол!
Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка:
Ты самый любимый!
Ты очень многое можешь!
Что бы мы без тебя делали?!
Иди ко мне!
Садись с нами…!
Я помогу тебе…
Я радуюсь твоим успехам!
Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться! |